Охрана труда

1 Марта – Всемирный день гражданской обороны

Ежегодно 1 Марта отмечается Всемирный день гражданской обороны. Защита населения во время военных действий и вооруженной борьбы всегда была одной из самых важных задач любого государства.

 

Всемирный день гражданской обороны, установленный в 1990 году, отмечается в странах-членах МОГО (Международная организация гражданской обороны) с целью пропаганды знаний о гражданской обороне и поднятия престижа национальных служб спасения. Первый день весны выбран неслучайно. Именно тогда вступил в силу Устав МОГО, который одобрили 18 государств. В настоящее время в организацию входят 50 стран, еще 16 государств имеют статус наблюдателей.

Современная гражданская оборона Республики Беларусь, как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны, должна действовать по двум основным направлениям:

выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения;
принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В случае возникновения ЧС местных жителей о надвигающейся опасности предупреждают с помощью системы оповещения, прямое назначение которой заключается в том, чтобы дать населению возможность оперативно принять необходимые меры защиты. Что касается Беларуси, то сегодня в стране создана и, что немаловажно, совершенствуется система оповещения на республиканском, территориальном, местном и объектовом уровнях. Ее основная задача – своевременно донести информацию обо всех видах опасности и о распоряжениях по проведению защитных мероприятий не только до населения, но и до органов управления и сил государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации. Сведения передаются посредством речевых сообщений по радио и телевидению, проводной связи. Включаются также сирены, используются сигналы транспортных средств и уличные громкоговорители.

В первую очередь для привлечения внимания людей подается предупредительный сигнал «Внимание всем!» Узнать его можно по звуку электросирен и других сигнальных средств продолжительностью 3 минуты.

Услышав этот сигнал:


ДОМА: необходимо включить радио и телеприемники и приготовится к прослушиванию сообщения. В это время передают экстренное сообщение, в котором говорится о произошедшей чрезвычайной ситуации, и даются все необходимые рекомендации для последующих действий;

В ОРГАНИЗАЦИИ: немедленно привести в готовность радиотрансляционные устройства, включить сеть наружного звуковещания, включить все имеющееся радиоточки, радио и телеприемники, оповестить всех о полученном сигнале и приготовиться к прослушиванию речевой информации.

свернуть

Директива президента Республики Беларусь № 1 11 марта 2004 г. № 1 О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ

 Безответственность и халатность, невыполнение требований пожарной безопасности, строительных норм привели к гибели людей в Козловщинском психоневрологическом доме-интернате Гродненской области и Краснопольской средней школе № 1 Могилевской области.

     В результате пожаров и других чрезвычайных ситуаций в 2003 году погибло почти 1300 человек. Ущерб экономике и экологии страны от пожаров ежегодно составляет десятки миллиардов рублей.

     Имеет место гибель военнослужащих Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, сотрудников правоохранительных органов при обстоятельствах, не связанных с профессиональным риском.

     Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности, не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительской дисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка - важнейшая основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социальноэкономического развития страны, улучшения жизни людей.

     Одной из причин чрезвычайных ситуаций, нарушений трудовой дисциплины, производственного травматизма и дорожно-транспортных происшествий является пьянство. В прошлом году за распитие спиртных напитков на рабочих местах органами внутренних дел привлечено к административной ответственности свыше 50 тысяч работников организаций всех форм собственности. От управления автотранспортом отстранены 83,8 тысячи водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. В дорожно-транспортных происшествиях погибли 1,8 тысячи человек, получили ранения и увечья 7,4 тысячи. 

     Указанные факты свидетельствуют о наличии серьезных недостатков в функционировании системы обеспечения общественной безопасности, о неполном выполнении органами государственного управления своих задач в данной сфере. Это подтверждают и обращения граждан, поступающие на рассмотрение Главы государства. В результате общество несет невосполнимые потери, а имеющиеся резервы для улучшения положения в стране остаются неиспользованными.

     В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины:

     1. Совету Министров Республики Беларусь, республиканским и местным органам государственного управления, другим государственным органам и организациям:

1.1. в 2004 году повсеместно провести обследование объектов социально-бытового и культурного назначения независимо от форм собственности и принять необходимые решения о выполнении ремонтных работ и об эксплуатации строений, находящихся в аварийном и ветхом состоянии;

1.2. организовать во всех коллективах и по месту жительства граждан обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

1.3. включить в перечень критериев оценки работы руководящих кадров всех уровней показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечения безопасного труда в возглавляемых ими отраслях, областях, городах, районах и организациях;

1.4. обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством;

1.5. регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан. По выявлении фактов бюрократизма и волокиты, нарушения порядка рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры материального и административного воздействия;

1.6. до 1 июня 2004 г. принять необходимые решения: о повышении персональной ответственности руководителей за выпуск и реализацию продукции, не соответствующей требованиям стандартов, неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины; об усилении контроля за качеством разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта и реконструкции объектов производственного и социально-бытового назначения; о возмещении материального ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства, непринятия надлежащих мер по защите жизни и здоровья людей.

     2. Совету Министров Республики Беларусь:

2.1. до 1 мая 2004 г. внести на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", предусмотрев в нем ответственность за причинение вреда деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих;

2.2. совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности разработать и до 1 июня 2004 г. представить Президенту Республики Беларусь проект правового акта, в котором предусмотреть меры по созданию государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Республики Беларусь на 2004-2007 годы;

2.3. до 1 июня 2004 г. принять необходимые решения либо в установленном порядке внести проекты соответствующих нормативных правовых актов: о повышении безопасности дорожного движения и надежности эксплуатации транспортных средств, ответственности должностных лиц за незаконную регистрацию автотранспортных средств и необоснованную выдачу водительских удостоверений; об усилении ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения; об увеличении платы за пользование природными ресурсами и оказание воздействия на окружающую среду, расширении применения мер стимулирования природоохранной деятельности.

     3. Комитету государственной безопасности, Министерству внутренних дел совместно с Министерством транспорта и коммуникаций, Государственным комитетом по авиации, Белорусской железной дорогой и Минским горисполкомом разработать и осуществить дополнительные организационные, режимные и иные меры, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене.

     4. Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству внутренних дел, местным исполнительным и распорядительным органам до 1 апреля 2004 г. принять меры к обеспечению совместных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в сельской местности.

    5. Комитету государственного контроля усовершенствовать методику проверок субъектов предпринимательской деятельности, усилить внимание к предупреждению правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере.

     6. Министерству информации, печатным и электронным средствам массовой информации: с 20 марта 2004 г. ввести рубрики и циклы передач по вопросам укрепления общественной безопасности и дисциплины, охраны труда и техники безопасности, рационального использования природных и энергетических ресурсов; систематически освещать организаторскую и воспитательную работу по повышению трудовой и исполнительской дисциплины, наведению общественного порядка, по профилактике пьянства и алкоголизма, в том числе среди участников дорожного движения; исключить пропаганду жестокости, насилия и других аморальных проявлений.

     7. Облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 октября 2004 г. обеспечить проверки организации работы по обслуживанию населения, состояния трудовой дисциплины в сфере жилищно-коммунального хозяйства и результаты их рассмотреть на заседаниях исполкомов. Учитывая общественную важность предотвращения потерь, вызванных безответственностью, равнодушием и снижением нравственных норм, обращаюсь: к Советам депутатов всех уровней, Федерации профсоюзов Беларуси, Белорусскому республиканскому союзу молодежи активнее участвовать во внедрении системы государственных социальных стандартов, решительнее защищать права тружеников, в том числе в негосударственных организациях, оказывать содействие в борьбе с пьянством, строго контролировать рациональное использование природных и энергетических ресурсов, охрану окружающей среды; к коллективам работников, всем гражданам содействовать реализации положений настоящей Директивы, неукоснительно выполнять требования законодательства. Это необходимо для оздоровления общества, укрепления правопорядка, усиления могущества и авторитета нашей страны.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

свернуть

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ, БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУО «ДЕТСКИЙ САД № 31 Г. ПОЛОЦКА» НА 2024 ГОД

УТВЕРЖДАЮ

                                                                           Заведующий ГУО

 «Детский сад № 31 г. Полоцка»

                                                                        ____________   Л.В. Зуева  

                                                 «03» января 2024г.

                                                                                                                                                                                                                                     

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И  ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ, БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГУО «ДЕТСКИЙ САД № 31 Г. ПОЛОЦКА» НА 2024 ГОД

 

 

1.Разработка и утверждение ежегодного плана  по охране труда. (До 19.01.2024г.,Заведующий хозяйством)

2.Привлечение представителей профсоюзного комитета к  работе комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда, комиссий по охране труда, участие в проведении мониторингов, контроля за соблюдением требований охраны труда, приемки учреждения образования к новому учебному году, организация проведения общественного контроля.  (В течении года, заведующий, профсоюзный комитет)

3.Рассмотрение на совещаниях при заведующем вопросов состояния охраны труда и производственного травматизма, профессиональной заболеваемости (по видам несчастных случаев (далее НС), причинам и условиям, лицам, допустившим НС). (в течении года, заведующий)

4.Проведение внеплановых инструктажей по охране труда с работниками, допустившими факты травмирования. (по мере необходимости, заведующий хозяйством)

5.Участие в проведении месячников обеспечения безопасных условий труда в условиях пониженных температур в зимний период. (с 29.01.2024 по 16.02.2024, заведующий, заведующий хозяйством)

6.Актуализация графика и обеспечение своевременного прохождения работающими повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда. (до 15.01.2024, заведующий, заведующий хозяйством)

7.Проведение разъяснительной работы с работниками по предупреждению сокрытия НС на производстве и мероприятий по выявлению этих фактов. (в течении года, заведующий хозяйством)

8.Осуществление контроля за порядком расследования НС. (в течении года, председатель ПК)

9.Проведение рейдов по проверке сторожевой охраны в вечернее и ночное время, соблюдения трудовой дисциплины, требований пожарной безопасности, с отражением результатов проверки в журнале дежурств сторожей. (1 раз в квартал, заведующий, заведующий хозяйством, заместитель заведующего по ОД)

10.Проведение мероприятий, способствующих формированию приверженности вакцинации, проведение разъяснительной работы. (в течении года, медицинская сестра)

11.Проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда (коллективных собраний, семинаров, акций. (29.04.2024, заведующий хозяйством)

12.Проведение тематических дней по охране труда и профилактике производственного травматизма (ежеквартально, заведующий хозяйством)

13.Проведение «Недели нулевого травматизма». (с 22.04.2024 по 29.04.2024, 21.10.2024 по 28.10.2024, заведующий хозяйством)

14.Проведение информационно- пропагандистской работы посредствам: приобретения методических, справочных пособий, плакатов по охране труда

- актуализация на сайте  раздела «Охрана труда»;

-информирование органов

государственного управления о характерных нарушениях, допускаемых при организации и проведении конкретных видов работ с повышенной опасностью, а также о мерах, которые необходимо принять для их устранения (в течении года, заведующий хозяйством, оператор сайта)

15.Информирование работников и законных представителей воспитанников о действующих службах, оказывающих наркологическую, психологическую социальную помощь с размещением информации на стендах, сайтах. (в течении года, заместитель заведующего по ОД)

свернуть

Политика в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда

ДЕВИЗ: охрана здоровья и обеспечение безопасности труда работающих, создание безопасных условий пребывания обучающихся при осуществлении образовательного процесса.

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА: сохранение жизни, здоровья и работоспособности сотрудников в процессе трудовой деятельности через концепцию «нулевого травматизма», организация системного анализа выполнения поставленных задач и достижения целей в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда,

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:

 

  1. Приоритет сохранения жизни и здоровья работающих.
  2. Комплексное решение задач по обеспечению охраны здоровья и созданию здоровых и безопасных условий труда с учетом передовых направлений социальной и экономической политики государства, достижений в области образования.
  3. Планирование и выполнение мероприятий, направленных на охрану здоровья и обеспечение безопасности труда, управление рисками и их снижение, с выделением необходимых для этого ресурсов.
  4. Актуализация системы идентификации производственных опасностей, оценки рисков.
  5. Регулярный анализ целей и задач в процессе обеспечения охраны здоровья и безопасности труда. Повышение эффективности проводимых мероприятий с целью постоянного улучшения функционирования системы управления охраной труда.
  6. Соблюдение применимых в учреждении образования требований законодательства в области охраны труда, производственной санитарии, пожарной и промышленной безопасности.
  7. Вовлечение всех работающих учреждения образования в деятельность по охране труда.
  8. Информирование работающих и заинтересованных сторон о состоянии охраны труда на каждом рабочем месте и в учреждении образования в целом. Популяризация деятельности учреждения образования в области охраны труда.
  9. Создание благоприятных эмоционально-психологических условий для работающих и обучающихся.
  10. Обеспечение необходимых мер по контролю в соответствии с требованием СТБ 45001-2020, как основы всей системы охраны труда.
  11. Проведение внутренних аудитов для выявления несоответствий и их устранения.
  12. Разработка и доведение до каждого работающего индивидуальных обязанностей по охране труда, порядка действий при возникновении аварийных и нештатных ситуаций.
  13. Изучение и внедрение передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда.
  14. Взаимодействие и сотрудничество с профессиональным союзом и другими организациями по реализации государственной политики в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работающих.
  15. Постоянное совершенствование процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации с целью улучшения компетентности работников в области охраны труда.

 Руководство учреждения образования обязуется предоставлять средства и ресурсы для реализации настоящей Политики, доводить ее до сведения каждого работника и требовать от всех её неукоснительного выполнения.

свернуть

Меры профилактики производственного травматизма

 

 
 

Создание нанимателем безопасных условий труда, т.е. таких, при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Систематический анализ причин (технических, организационных, личностных) возникновения травм на производстве, принятие незамедлительных мер по их устранению и недопущению - являются одним из важнейших условий искоренения производственного травматизма или сведения его к минимуму.

Квалифицированное проведение следующих инструктажей работников по технике безопасности:

Вводный инструктаж - должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.

Инструктаж на рабочем месте (первичный) - должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику.

Периодический (повторный) инструктаж - проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны проходить работники торговли и общественно питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца).

Внеплановый инструктаж - проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.

Текущий инструктаж - проводится после выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности или при выполнении работ по допуску – наряду.

Индивидуальная воспитательная работа с лицами, относящимися по субъективным причинам к потенциальным нарушителям мер безопасности.

Все эти меры помогут избежать производственного травматизма или свести его к минимуму.

Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости и является одной из основных причин первичной инвалидности и смертности взрослого населения и детей. Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 тысяч человек, из них около 120 тысяч - дети.                          

В структуре травматизма, по данным РНПЦ травматологии и ортопедии, преобладают: бытовые травмы – 56, 1%, уличные - 17,5%, детские – 16,5%, спортивные – 6,8%, производственные – 1,3%, дорожно – транспортные – 1,8%. И хотя в структуре травм производственные на первый взгляд не самые масштабные, но они охватывают около 10,5 тысяч наиболее дееспособной части населения и наносят большой материальный, физический и моральный урон.

 

Что же такое производственная травма?

 

Производственная травма – это внезапное повреждение, возникающее при выполнении работы или нахождения на предприятиях (учреждениях),влекущее за собой нарушение целостности тканей, правильного функционирования отдельных органов и потерю трудоспособности на какое-то время.

Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется травматизмом.

 

Виды производственных травм (несчастных случаев)

Несчастные случаи делятся:

По количеству пострадавших:

  • - одиночные (пострадал один человек);
  • - групповые (пострадало одновременно два и более человека);

По тяжести:

  • легкие (уколы, царапины, ссадины);
  • тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга);
  • с летальным исходом (пострадавший умирает)

В зависимости от обстоятельств:

  • - связанные с производством;
  • - не связанные с производством, но связанные с работой;
  • - несчастные случаи в быту.

Несчастные случаи, не связанные с производством, могут быть отнесены к несчастным случаям, связанным с работой или к несчастным случаям в быту. Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошел при выполнении каких – либо действий в интересах предприятия за его пределами (в пути на работу или с работы), при выполнении государственных или общественных обязанностей, при выполнении долга гражданина РБ по спасению человеческой жизни и т.п.

По причинам вызвавшим травмы: механические, термические, электрические, химические.

По характеру: раны, ушибы, переломы костей, вывихи, ожоги термические и химические, попадание инородных тел в глаза.

Многие из вышеперечисленных видов травм связаны с образованием открытой раны, через которую могут попадать разные инфекции и вызывать воспалительный процесс, вплоть до нагноения. Гнойничковые заболевания являются наиболее частой формой осложнения травм. Особенно это относится к небольшим травмам, то есть микротравмам (царапинам, ссадинам, небольшим порезам, уколам и т.п.), когда пострадавшие не уделяют им серьезного внимания и не обращаются за медицинской помощью. Продолжая работать с открытой ранкой, рабочие загрязняют ее, способствуя более быстрому и интенсивному инфицированию.

 

Причины производственных травм

Причины возникновения производственных травм условно можно разделить на три категории:

  • Технические - в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т.п. Последнее относится, прежде всего, ко всем вращающимся и движущимся узлам и агрегатам оборудования, а также к частям оборудования, находящегося под током (клеммам, рубильникам, малоизолированным проводам и т.п.), емкостям с сильнодействующими веществами, горячим поверхностям т.д.
  • Организационные– несоблюдение правил техники безопас-ности из-за неподготовленности работников. Низкая организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.
  • Личностные- (человеческий фактор) – особенности характера и наклонностей работающего, его отношение к собственному здоровью и строгому выполнению всех мер безопасности на производстве.

Все вышеперечисленные причины являются как бы общими, порождающими травматизм. Непосредственными же факторами травмирования наиболее часто являются: падение рабочего с высоты, падение тяжестей, отлетание деталей, осколков или инструментом, попадание рукой или другим частям тела в механизмы или другое движущееся оборудование, удары инструментов по руке, ноге или другими частями тела, попадание в глаза пыли, мелких осколков и т.п., отлетание горячих искр, соприкосновение с горячими поверхностями или жидкостями, проводниками, находящимися под током, едкими жидкостями и другими веществами.

 

Оказание медицинской помощи при производственной травме

Зависит от тяжести полученной травмы и состояния травмированного. Действия очевидцев производственной травмы можно разделить условно на три основных этапа.

Первый этап – помощь на месте происшествия, которая может быть оказана медработниками ( например фельдшером здравпункта, если травма произошла на территории предприятия) или людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, в том числе и самим пострадавшим.

Второй этап – транспортировка пострадавшего (при необходимости) в медицинское учреждение. Основные требования к ней – быстрота и обеспечение оптимальных условий для больного.

Третий этап – лечение больного в специализированном отделении больницы или амбулоторно-поликлинниическом учреждении.

 

свернуть

Организация работы по охране труда, профилактике производственного травматизма и несчастных случаев во время образовательного детском саду

В государственном учреждении образования «Детский сад №31г. Полоцка» разработана определённая система по охране труда  и осуществлению комплекса мер по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников и воспитанников в процессе трудовой деятельности, профилактики, снижению производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, несчастных случаев во время образовательного процесса.

      Общее руководство работой и контролем за состоянием охраны труда в учреждении   возложено на заведующего. Согласно своим должностным обязанностям по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для работников и образовательного процесса для воспитанников, работу по охране труда осуществляют: заместитель заведующего по основной деятельности и заведующий хозяйством. В свою очередь на  воспитателей дошкольного образования и других педагогических работников возлагаются обязанности за осуществление безопасности образовательного процесса, профилактике детского травматизма, создание безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении образования.

      В учреждении ведется целенаправленная работа по предупреждению травматизма и созданию безопасных условий труда работников. Контролируется выполнение Директивы Президента Республики Беларусь №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

      С целью обеспечения здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте в учреждении ведётся следующая работа:

- организация технических осмотров, испытаний, освидетельствования состояния здания, оборудования, территории;

- обеспечение работников, необходимыми средствами защиты, материально – техническое обеспечение;

- организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

- организация проверки знаний по вопросам охраны труда;

- организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно–технического состояния условий и охраны труда;

- пропаганда и внедрение передового опыта безопасных методов и приёмов труда, сотрудничество с работниками.        

      Периодический контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда работникам в учреждении также осуществляет  профсоюзный комитет.

      В учреждении создана комиссия по проверке знаний по вопросам охраны труда у педагогических работников, технического и обслуживающего персонала.

     Своевременно проводятся инструктажи, ведется необходимая документация (журналы учёта рабочего времени, журнал по организации ограничения доступа в учреждение и т.п.).

   Работники учреждения систематически информируются об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости.

      Наглядная агитация по охране  труда в учреждении представлена на стенде «Охрана  труда», на странице сайта учреждения в разделе «Охрана труда».       

        В детском саду ведётся целенаправленная работа по предупреждению травматизма и созданию безопасных условий труда работников. Контролируется выполнение Директивы Президента Республики Беларусь №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», организована работа с участием профсоюза по охране труда.

свернуть

КОНЦЕПЦИЯ "НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ" (VISION ZERO) В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

КОНЦЕПЦИЯ "НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ" (VISION ZERO) В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

(Глава 24 Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (утв. Приказом Министерства труда и социальной  защиты  Республики Беларусь 30.12.2019 № 108).

  1. Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.

Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) содержит практический инструмент управления. Таким инструментом является Руководство по реализации Концепции Vision Zero, включающее семь "золотых правил", реализация которых будет способствовать нанимателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Правило N 1 "Стать лидером - показать приверженность принципам" (далее - Правило N 1).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда работников, в том числе по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

принятию локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда.

Реализация Правила N 1 достигается путем:

личного участия нанимателя в проведении Дней охраны труда;

включения вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых с руководителем организации с заслушиванием руководителей структурных подразделений о состоянии охраны труда в структурных подразделениях организации.

Правило N 2 "Выявлять угрозы - контролировать риски" (далее - Правило N 2).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:

осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов.

Реализация Правила N 2 достигается путем:

создания службы охраны труда, введения в штат должности специалиста по охране труда или возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо либо привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;

назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ;

проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья, освидетельствований;

организации расследования несчастных случаев на производстве;

осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.

Правило N 3 "Определять цели - разрабатывать программы" (далее - Правило N 3).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:

обеспечению безопасности при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контролю за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;

применению мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения.

Реализация Правила N 3 достигается путем:

разработки планов мероприятий по охране труда; по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

выделения в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Правило N 4 "Создать систему безопасности и гигиены труда - достичь высокого уровня организации" (далее - Правило N 4).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Реализация Правила N 4 достигается путем:

внедрения систем управления охраной труда;

обеспечения наличия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, сфера действия которых распространяется на организацию, и локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

выполнения требований (предписаний) контролирующих (надзорных органов) в установленные сроки;

систематического информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.

Правило N 5 "Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах при работе со станками и оборудованием" (далее - Правило N 5).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

принятию локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения медицинского обслуживания работников.

Реализация Правила N 5 достигается путем:

обеспечения работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами;

проведения испытаний и проверок исправности средств индивидуальной защиты;

нанесения на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

механизации и автоматизации технологических процессов;

обеспечения безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ.

Правило N 6 "Повышать квалификацию - развивать профессиональные навыки" (далее - Правило N 6).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по осуществлению обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда.

Статьей 25 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" установлено, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования. Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

Реализация Правила N 6 достигается путем:

проведения инструктажей по вопросам охраны труда (вводного, первичного инструктажей на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);

обучения по вопросам охраны труда работающих при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах дополнительного образования взрослых.

Правило N 7 "Инвестировать в кадры - мотивировать посредством участия" (далее - Правило N 7).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работник имеет право на личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работающий обязан:

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

Реализация Правила N 7 достигается путем:

проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди структурных подразделений, других смотров-конкурсов, направленных на пропаганду безопасных условий труда;

морального и материального поощрения работников за обеспечение охраны труда.

свернуть

Рекомендации по организации проверки и контроля состояния Охраны труда в учреждении образования

 

 

1. Наличие основной документации, оформленной в соответствии с перечнем документации   по   Охране   труда,   действующим законодательством   и нормативными актами.

2.  Организации работы по охране труда:

•        рассмотрение вопросов по Охране труда на педсоветах,
совещаниях, профсоюзных собраниях;

•        профилактическая работа по предупреждению травматизма;

•        организация и проведение периодического контроля, смотра-конкурса
по охране труда, Дней Охраны труда;

•        выполнение    администрацией    выданных    предписаний
органов государственного надзора;

•        соблюдение администрацией прав профкома при решении вопросов
охраны труда (согласование графикой отпусков работников,
расписания занятий, графиков работ и т.д.);

•   наличие уголка, памяток, плакать по Охране труда.


З. Состояние электробезопасности.

•        наличие приказа руководителя о назначении ответственного за
электрохозяйство;

•        организация обучения и проверки знаний по электробезопасности;

•        наличие протоколов проверки сопротивления изоляции
электросети и заземления оборудования;

•        состояние электрощитовой комнаты;

•        состояние электрических щитов;

•        состояние электросети;

•        своевременность проведения испытаний средств зашиты от
электрического тока.

4. Состояние охраны труда на территории:

•        ограждение земельного участка;

•        наружное освещение территории;

•   содержание территории (подходы к зданию, въезд, дорожки, ступени
лестниц, хозяйственная площадка, мусоросборник, колодцы),

•        состояние оборудования спортивно-игровых площадок,

•        отсутствие в зимнее время на карнизах, крышах и водостоках сосулек,
нависающего льда и снега;

•        наличие над входными дверями навесов и ил состояние;

•        наличие и исправность освещения входных дверей.

5. Состояние пожарной безопасности:

•   наличие приказа руководителя о назначении ответственных лиц за
пожарную безопасность здания;

•        наличие приказа руководителя о противопожарном режиме в
учреждении;

•        наличие планов эвакуации на каждый этаж (согласованный с МЧС);

•        наличие уголка пожарной безопасности;

•        наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов:

•             своевременность технического обслуживания и проверки
работоспособности внутренних пожарных кранов (акт, 2 раза в год);

•             наличие огнетушителей и своевременность их проверки и
перезарядки;

•        наличие   и   техническое   обслуживание   автоматической
пожарной сигнализации;

•        наличие и исправность системы оповещения людей о пожаре;

•        состояние эвакуационных проходов, выходов, коридоров и лестниц;

•        своевременность проведения испытаний на прочность наружных
пожарных лестниц;

•        состояние чердачных помещений;

•        хранение красок, лаков, растворителей.

6.    Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими
средствами индивидуальной защиты, смывающими средствами.

7.    Обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями и их содержание
(комнаты отдыха, гардеробные).

8.    Нормализация санитарно-гигиенических условий труда
(освещённость, температурно-влажностный режим).

9.    Физическая культура и спорт:

•    наличие требований безопасности для учащихся;

•    положения о врачебном контроле при проведении учебно-воспитательного
процесса по физической культуре;

•    наличие журнала регистрации результатов испытания спортивного
инвентаря и оборудования;

•    соответствие спортивного зала и оборудования требованиям;

•    СНиП, правил пожарной безопасности и электробезопасности;

•     соответствие требованиям освещенности и воздухообмена;

•     наличие в спортивном зале плана эвакуации занимающихся на случай:
возникновения пожара или стихийного бедствия (наличие двух дверей или
выхода, первичных средств пожаротушения и т.п);

•       выполнение требований безопасности на открытых спортивных
площадках;

•       выполнение требований безопасности, предъявляемых к инвентарю и
оборудованию (надежность установки, проведение испытаний с
соответствующей фиксацией в специальном журнале, размещение
оборудования);

•     разработка и утверждение требований страховки учащихся при
выполнении ими гимнастических упражнений;

•     выполнение специальных требований к занятиям (легкой атлетике, лыжной
подготовке, плаванию);

•     соблюдение порядка инструктирования учащихся о требованиях
безопасности;

•     наличие памятки об оказании первой (доврачебной) помощи
пострадавшим, медицинской аптечки, санитарных носилок, данных о
телефоне и адресе лечебного учреждения, где может быть оказана
квалифицированная медицинская помощь;

•     наличие акта-разрешения на проведение занятий по физической культуре и
спорту (оформляется при приемке школы к новому учебному году);

•     состав санитарно-бытовых помещений спортзала (раздевалочные со
шкафами, душевые кабины, санитарные узлы), их содержание.

 

10. Пищеблок в детских садах:

•     наличие платформы, эстакады, рампы для погрузки и выгрузки грузов;

•     наличие отдельного входа в помещение столовой;

•     соблюдение норм расстановки оборудования;

•     соответствие оборудования требованиям безопасности (наличие
ограждений и предохранительных устройств, исправность КИП, надежность
установки, правильность подключения к электросети, исправность
заземления, состояние изоляции по протоколам измерения сопротивления
изоляции);

•     естественное и искусственное освещение;

•     вентиляция производственных помещений;

•     наличие инструкций   по охране труда дня всех видов оборудования   и
выполняемых работ;

•     наличие аптечки с набором медикаментов для оказания первой помощи;

•     наличие таблички о запрещении входа в производственные и складские
помещения без санитарной одежды и выполнение этого требования;

•     наличие и содержание санитарно-бытовых помещений;

•     соблюдение женщинами норм переноски тяжестей вручную;

•     обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ;

•     организация техобслуживания технологического оборудования;

•     соблюдение электробезопасности;

•     санитарное содержание помещений, своевременность уборки пролитых
продуктов, жиров и т.п.

11. Прачечная в детских садах:

•     Помещение прачечной (полы ровные, гладкие, нескользкие, без выступов и
выбоин на поверхности; наличие по контуру стиральной машины бортиков
для задержания воды при сливе);

•     освещение (естественное и искусственное), исправность арматуры и
соответствие ее условиям среды; в стиральном цеху - герметичное, в других
помещениях - брызгозащитное;

•     наличие местного освещения над гладильными установками и рабочими
столами по сортировке белья;

•     организации технологического процесса (без пересечения и
соприкосновения грязного и чистого белья), различные входы для сдачи
грязного и чистого белья;

•     технологической оборудование (надежность установки и правильность
монтажа; отсутствие вибрации при работе; ограждение передач и
вращающихся частей; исправность блокировки центрифуги; заземление);

•     оборудование рабочего места для глажения белья вручную (наличие
подставки для утюга с ограждением, соблюдение электробезопасности).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

1.  Наличие приказа руководителя учреждения образования о назначении
ответственного за электрохозяйство и лица, его замещающего в период
длительного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь).

2.  Организация обучения и проверки знаний по электробезопасности.
Обучение ответственного за электрохозяйство школы должно проводиться в
учебном центре с присвоением третьей группы электробезопасности. Лица, не являющиеся электротехническим персоналом, но выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, один раз в год проходят инструктаж и проверку знаний с присвоением первой группы электробезопасности, о чем делается запись в журнале по электробезопасности.

3. Наличие перечня видов работ, выполняемых в порядке текущей
эксплуатации электроустановок. Перечень утверждается руководителем
учреждения образования.

4. Наличие протоколов сопротивления изоляции электросети и
заземлений оборудования.

Проверка сопротивления   изоляции осветительной электросети в сухих помещениях с неэлектропроводными полами должна проводиться не реже одного раза в три года. В остальных помещениях сопротивление изоляции электросети и заземление оборудования проверяется ежегодно с составлением соответствующих протоколов. Недостатки, обнаруженные при проверке сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования, устраняются электротехническим персоналом, о чем составляется акт или протокол.

5. Состояние электрощитовых.

Входная дверь в электрощитовую постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом на торец двери. На наружной стороне входной двери должны быть сделаны надписи о назначении помещения, месте хранения ключей и нанесен предупреждающий знак: «Осторожно! Электрическое напряжение». Электрощитовая оборудуется герметичными плафонами на светильниках и диэлектрическими ковриками, которые располагаются на полу около электрощитов. Электрощитовая должна быть оснащена углекислотным огнетушителем, одной парой диэлектрических перчаток. В ней не должны находиться посторонние предметы.

6. Состояние электрических щитов.

Все электрические щиты постоянно закрыты на замок. На наружной стороне дверок электрощитов должна быть нанесена следующая информация: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупредительный знак: «Осторожно! Электрическое напряжение». На внутренней стороне дверок электрощитов располагается однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины, некалиброванных плавких вставок.

7. Состояние электросети.

Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Коммутационные коробки закрыты крышками. Корпуса и крышки электровыключателей и электророзеток не должны иметь сколов и трещин, а также оголенных контактов и проводов. Все электророзетки и отключающие устройства промаркированы в зависимости от номинального напряжения. Должны отсутствовать нестандартные, электронагревательные приборы, воздушные линии электропередачи и наружные электропроводки, проложенные по территории учреждении образования нал горючими кровлями и навесами.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Наличие    приказа    руководителя   учреждения    образования    о
противопожарном режиме в учреждении.

Приказ издается ежегодно. В нем определяются:

•     места хранения и допустимый объем (масса) лаков, красок, растворителей
и других легковоспламеняющихся жидкостей, который может находиться на
территории учреждения;

•     порядок уборки помещений и горючих отходов;

•     порядок обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и
в случае пожара;

•     порядок проведения временных пожароопасных работ;

•     порядок осмотра и закрытия помещений учреждения по окончании работы,
действия при обнаружении пожара;

•     порядок и сроки прохождения персоналом и учащимися противопожарного
инструктажа;

•     ответственные за проведение противопожарного инструктажа;

•     ответственные за пожарную безопасность зданий и отдельных помещении
учреждения.

2. Наличие инструкций но пожарной безопасности. Инструкции отражаются:

•     порядок содержания территории, зданий и помещений учреждении
отдельным пунктом выделяется информация о содержании эвакуационных
путей;

•     мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при организации
учебного процесса, массовых мероприятий, эксплуатации оборудования
учреждения, производстве пожароопасных работ;

•     порядок хранения пожароопасных веществ и материалов; порядок сбора,
хранения и удаления горючих веществ и материалов;

•     порядок действий при пожаре, который обеспечивает безопасную и
быструю эвакуацию учащихся (воспитанников) и персонала учреждения;

•     план проведения тренировок по эвакуации людей из помещений
учреждения в случае возникновения пожара, которые проводятся не реже
одного раза в полугодие.

3.  Наличие планов эвакуации.

Он оформляется на каждый этаж здания учреждения, подписывается лицом, ответственным за пожарную безопасность, и утверждается руководителем. План эвакуации должен содержать текстовую часть и схему этажа, на которой нанесены направления эвакуации, места расположения первичных средств пожаротушения и средств связи. План должен быть вывешен на видном месте. В случае изменения условий функционирования учреждения его необходимо своевременно пересмотреть. 

4. Наличие противопожарного уголка.

В уголке должны быть вывешены плакаты, информирующие персонал учреждения и учащихся о мерах пожарной безопасности.

5.  Наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов.
Внутренние пожарные краны комплектуются рукавами с присоединенными к
ним стволами. В местах соединения пожарного рукава с краном и со стволом
должны быть резиновые уплотнительные прокладки. Они находятся в
опломбированных настенных шкафах. На дверце шкафа должен быть
нанесен буквенный индекс с порядковым номером шкафа и номер телефона
пожарной части.

6. Своевременность технического обслуживания и проверки работоспособности внутренних пожарных кранов.

Не реже двух раз и год (как правило, весной и осенью) внутренние пожарные краны должны проходить техническое обслуживание и проверяться на работоспособность путем пуска коды. Для этого выбирают два наиболее удаленных, выше всех расположенных пожарных крана, раскатывают пожарные рукава и полностью открывают вентили. Длина компактной струи должна быть не мене 17 метров. После этого пожарные рукава просушивают и перекатывают на новую складку. Остальные пожарные рукава должны перекатываться на новую складку не реже двух раз в год. О результатах технического обслуживания и проверки работоспособности внутренних пожарных кранов составляется акт.

7. Наличие указателей пожарных гидрантов.

Рядом с пожарными гидрантами должны быть установлены указатели на которых четко наносятся цифры, указывающие расстояние до источника воды. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, проверяться не реже двух раз в год на водоотдачу, о чем составляется соответствующий акт. В зимнее время пожарные гидранты должны быть утеплены и очищены от снега и льда.

8. Наличие огнетушителей и своевременность их проверки и перезарядки.

Здания учреждения должны быть обеспечены огнетушителями в соответствии с нормами. Химические пенные огнетушители перезаряжаются ежегодно. Углекислотные огнетушители должны проверяться не реже одного раза в 2 года путем взвешивания (допустимая утечка в течение года не более 80 граммов). Баллон углекислотного огнетушителя подвергается гидравлическим испытаниям один раз в 5 лет. Порошковые огнетушители должны проходить освидетельствование на зарядных станциях один раз в два года. На корпуса огнетушителей наносится порядковый номер белой краской, а также вывешиваются таблички с указанием даты их проверки или перезарядки, веса заряда и подписи лица, ответственного за состояние огнетушителя. Все первичные средства пожаротушения должны быть зарегистрированы в журнале учета первичных средств пожаротушения.

9.  Наличие и   техническое   обслуживание    автоматической пожарной сигнализации.

Автоматическая пожарная сигнализация устанавливается в кабинетах и лаборантских физики, химии, биологии, учебных мастерских обслуживающего труда, помещениях, предназначенных для хранения технических средств и аппаратуры, раздевалках, спортивных и актовых залах, киноаппаратных, обеденных залах, помещениях для групп продленного дня, библиотеках, канцеляриях, учительских, комнатах техперсонала, кладовых, гладильных. Автоматическая пожарная сигнализация должна постоянно находиться во включенном состоянии и ежегодно проверяться на работоспособность, о чем составляется специальный акт.

10. Состояние эвакуационных проходов, выходов, коридоров, тамбуров и лестниц.

Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы не должны загромождаться каким-либо оборудованием и предметами. Выходные двери лестничных клеток оборудуются уплотнениями в притворах и устройствами самозакрывания. Все эвакуационные выходы снабжаются легкооткрывающимися запорами. Недопустимо забивать эвакуационные выходы гвоздями. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках эвакуационных выходов должны быть предписывающие и указательные знаки безопасности.

11. Состояние чердачных помещений.

Двери или люки чердачных помещении должны быть постоянно закрыты на замок. На двери или люкс чердачных помещений наносятся надписи, информирующие о месте хранения ключей. Слуховые окна должны быть остеклены. Они находятся в закрытом состоянии. Чердаки учреждений образования не могут быть использованы как складские помещения и сушилки. Обработка деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом должна производиться не реже одного раза в три года, о чем составляется специальный акт. Проверка состояния огнезащитной обработки должна проводиться один раз в шесть месяцев о чем также составляется специальный акт.

12. Порядок хранения красок, лаков, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Хранение красок, лаков, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей должно производиться в отдельных зданиях, складах.

13. Содержание территории учреждения.

Территория учреждения должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.н. Сжигание, мусора на территории запрещается, он должен собираться и вывозиться.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ ОХРАНЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

С целью улучшения условий и охраны труда работников образования и обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности работы по профилактике травматизма и заболеваемости работников проводятся проверки работы по вопросам Охраны труда.

День Охраны труда проводится не реже 1 раза в квартал.

День охраны труда проводится по заранее составленному плану, утвержденному руководителем учреждения образования.

 В план проведения Дня охраны труда можно включать следующие мероприятия:

-    проведение конкурса рисунков «Моя безопасность» среди учащихся;

-    предварительный сбор предложений по улучшению организаций охраны труда в учреждении образования;

-    проведение совещания с участием профсоюзного комитета, классных руководителей, заведующих кабинетами по улучшению организации охраны труда работников и обеспечению безопасных условий проведения учебно- воспитательного процесса.

-    проведение встреч с инспектором МЧС, инспектором  Энергонадзора, инспектором ГАИ, врачом центра гигиены;

-   проведение игр, викторин и других мероприятии, посвященных вопросам Охраны труда;

- просмотр видео-, кинофильмов, посвященных вопросам охраны труда.

При проведении Дней Охраны труда необходимо проверять:

1.      Выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок (указывать наименование и причины невыполненных мероприятий, новые сроки выполнения работ).

2.      Выполнение требований Трудового кодекса Республики Беларусь, норм и правил охраны труда нанимателями и работниками.

3.      Наличие инструкций по охране труда на рабочих местах, знание и выполнение работающими их требований.

4.      Техническое состояние    оборудования, станков, зданий и сооружений. Наличие ограждений, блокировок, сигнализации и знаков безопасности.

5.      Наличие схем электрических, тепловых, водяных; соответствие их фактическому исполнению (надписи, бирки, указатели, окраска).

6. Выполнение предписаний органов государственного и ведомственного надзора (Департамента государственной инспекции труда, МЧС, Центра гигиены и эпидемиологии, служб охраны труда).

7.   Состояние территорий, зданий, помещений.

8.       Обучение работников безопасности труда и оказанию первой помощи потерпевшим. Ознакомление работников с информацией о несчастных
случаях.

9.       Обучение работников безопасности дорожного движения.

10.  Работа по укреплению трудовой и производственной дисциплины персонала. Профилактика алкоголизма на производстве и в быту.

11.  Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, первичными средствами пожаротушения в соответствии с утвержденными нормами. Хранение и использование средств зашиты.

Для повышения эффективности работы по профилактике травматизма работников рекомендуется проводить совместные проверки с участием работников учреждений, профсоюзных комитете, органов Департамента государственной инспекции труда, МЧС и других органов надзора. При выявлении нарушений норм и правил охраны труда работы должны немедленно прекращаться, а виновные работники привлекаться к ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь. Материалы проверок перелаются работникам по охране труда. О наиболее характерных выявленных нарушениях требований безопасности труда и принятых конкретных мерах по результатам проведенных проверок руководители учреждений докладывают еженедельно на совещаниях.

Итоги проведения Дней Охраны труда обсуждаются на совещаниях.

Руководители учреждений направляют в течение 10 дней после проведения Дня Охраны труда копии приказов с мероприятиями, копии протоколов совещаний по подведению итогов работы в учреждениях.

 

свернуть

Об обязательном прохождении медицинского осмотра

 

 
Обеспечение безопасности труда является ключевым направлением всей системы охраны труда, включающей в себя социально-экономические, правовые, санитарно-гигиенические и иные мероприятия.

 

Согласно ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь и ст. 21 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда» для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, в целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать проведение медицинских осмотров работников.

Медицинские осмотры должны проходить все работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, включая совместителей. Работники, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, также должны пройти медицинский осмотр. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных  медицинских осмотров работающих (далее - Инструкция о порядке проведения медосмотров).

       Медосмотры лиц, поступающих на работу, и работающих сотрудников проводятся с целью:

  • Определения пригодности к выполнению поручаемой им работы;

  • Предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

  • Динамического наблюдения за состоянием здоровья;

  • Своевременного выявления профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;

  • Профилактики, лечения, медицинской реабилитации лиц с выявленными заболеваниями и улучшения условий их труда.

Обязательные медицинские осмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (за исключением работников бюджетных организаций), осуществляются по договорам, заключенным нанимателем с учреждением здравоохранения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР

Предварительный медосмотр (при поступлении на работу) проводится с целью определения соответствия пригодности потенциального работника к выполнению поручаемой работы.

Для того чтобы учреждение здравоохранения произвело предварительный медицинский осмотр гражданина, наниматель выдает ему направление, в котором указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, характер проводимых работ в соответствии с графой 2 приложений 1- 3 к Инструкции о порядке проведения медосмотров.

По результатам медицинского осмотра выдается медицинская справка о состоянии здоровья с указанием годности к работе по данной должности (профессии) в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса.

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ МЕДОСМОТРОВ

Пункт 2 Инструкции устанавливает перечни видов работ, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров, классифицируя их в зависимости от наличия вредных и (или) опасных факторов производственной среды либо характеристики проводимых работ. В самостоятельную группу выделены работы, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Для определения наличия основания, как изменение условии труда, длительная нетрудоспособность, ухудшение состояния здоровья, угроза распространения инфекционных заболеваний, выход работника по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста В лет.

Для определения наличия оснований для прохождения обязательных медицинских осмотров необходимо руководствоваться приложениями 1-3 к Инструкции, которые содержат в себе:

  • Перечень факторов производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень факторов);

  • Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень работ);

  • Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

С целью организации периодических медицинских осмотров п. 16 Инструкции закрепляет за нанимателем обязанность ежегодно составлять список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, видов работ и производственных факторов, указанных в вышеназванных перечнях работ (Приложения 1-3 к Инструкции)   Список профессий до 1 января года, в течение которого необходимо проведение запланированного периодического медосмотра, представляется в организацию здравоохранения, (которая направляет нанимателю график проведения периодических медосмотров не позднее 1 февраля этого же года. На основании списка профессий и графика проведения периодических медосмотров составляется список работников, подлежащих периодическому медосмотру. Данный список за 15 дней до начала периодического медосмотра направляется в организацию здравоохранения.

Проведение внеочередных медосмотров может быть инициировано нанимателем, работником или организацией здравоохранения только при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 23 Инструкции. В качестве примеров можно привести такие основания, как изменение условии труда, длительная нетрудоспособность, ухудшение состояния здоровья, угроза распространения инфекционных заболеваний, выход работника по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В СЛЕДУЮЩИЕ СРОКИ:

  • Работники, занятые в течение 10 и более лет на работах с условиями труда, класс (степень) вредности или опасности которых установлен по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проходят периодические медосмотры 1 раз в 5 к лет;

  • Работники, занятые на работах, для выполнения которых обязательны медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний, проходят периодические медосмотры 1 раз в год;

  • Работники при выполнении работ, связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, проходят периодические медосмотры в сроки, установленные в вышеназванных Перечне факторов и Перечне работ.

В случае отсутствия прямого указания на сроки проведения периодических медосмотров в Перечне факторов согласно абзацу В п. 12 Инструкции, они проводятся с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда работающих, а именно:

  • 1 раз в год — в случае отнесения условий труда к вредным третьей или четвертой степени (классы 3.3, 3.4) или опасным (класс 4);

  • 1 раз в 2 года — в случае отнесения условий труда к вредным первой или второй степени (классы 3.1, 3.2);

  • 1 раз в 3 года — в случае допустимых условий труда (класс 2).

  • Обязательные медосмотры проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими выданное в порядке, предусмотренном законодательством, специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид

  • Деятельности работ и услуг — экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность)

  • ЕСЛИ РАБОТНИК ОТКАЗЫВАЕТСЯ...

В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, руководители организаций и ИП обязаны обеспечивать условия для своевременного прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров и несут ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр или признанных непригодными по состоянию здоровья к работам с вредными и неблагоприятными производственными факторами.

Действующее законодательство предусматривает ряд правовых норм в качестве механизмов реализации названной обязанности нанимателя, позволяющий применять меры воздействия к лицам, уклоняющимся от прохождения обязательных медосмотров.

В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, лицо, не прошедшее обязательный медицинский осмотр, не допускается к работам и контакту с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами. Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр. За период отстранения от работы заработная плата работнику начислена не будет, за исключением случаев отсутствия в этом вины работника.

В качестве меры воздействия к работнику, отказавшемуся от прохождения обязательного медосмотра, могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Поскольку отказ работника от прохождения обязательного медосмотра является дисциплинарным проступком наниматель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 198 ТК. Такая правовая оценка действий работника подтверждается и п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», в соответствии с которым нарушением трудовой дисциплины является среди прочего и отказ или уклонение без уважительных причин от прохождения обязательного медосмотра.

Выбор меры дисциплинарного взыскания остается за нанимателем, при этом обязательно учитывается поведение и предшествующая работа уклоняющегося или отказавшегося от прохождения медосмотра работника, а также обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, что закреплено ч. 3 ст. 198 ТК. Кроме того, как следует из ч. 4 ст. 198 ТК, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания возможно применение и других мер, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

До применения к работнику меры дисциплинарного взыскания, наниматель обязан истребовать от него письменное объяснение, отказ от дачи которого, не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей (ст. 199 ТК).

В соответствии с правилами ст. 199-200 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее б месяцев с момента совершения и 1 месяца со дня обнаружения (без учета времени болезни работника или его пребывания в отпуске), оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя с указанием мотивов, и объявляется работнику под роспись в 5 -дневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением) постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

В качестве крайней меры дисциплинарного воздействия работник, систематически уклоняющейся от прохождения медицинских осмотров, может быть уволен.

свернуть